Своеобразие индийской музыки, часть 1
Первые композиции индийской музыки датируются 2 тысячелетием до н.э. Изначально это были божественные песнопения, адресованные Шиве и другим богам индуизма. В истории индийской музыки человеку из Европы или других частей света многое будет непонятно: разные ноты, такты, инструменты, специфическая теория. Кстати, теория индийской музыки была заложена много веков назад, был написан семитомный трактат, и фундаментальные принципы даже сегодня не изменяются.
В музыкальной культуре Индии очень много форм и жанров. И классическая индийская музыка – совсем не та, что европейская. Семизвучные гаммы, 22 неодинаковых интервала в основе очень сложно воспринимаются на слух людьми, не привыкшими к мелодиям этой музыки.
Раги
Гаммы и интервалы образуют тематические музыкальные схемы, называемые «рагами». Раги представляют собой набор образов, звучаний, тонов, полутонов и градаций внутри одной композиции, характеризующиеся одним настроением, например: раги грусти, задумчивости, страдания, любви, раги внутреннего умиротворения и покоя, чаще всего используемые как сопутствие медитации. Раги также могут быть мужскими, женскими, летними или зимними, ночными или дневными.
Вся индийская музыка создается на основе определенной классической формы раги.
Важный принцип индийской музыки – одноголосие. Солирующий инструмент (обычно щипкового типа) поддерживается другими – ударными или духовыми (реже). Основные инструменты классической индийской музыки:
- ситар и вина – щипковые,
- парные барабаны табла,
- щипковая четырехструнная тампура,
- баней и шехнаи – духовые.
Создание музыки нередко строится на импровизации и, как ни странно, самая важная роль в поддержании уникального образа композиции отводится таблаисту. Мастерство ударника способно превратить простую мелодию в звуки, которые трогают до глубины души.