Зарождение импрессионизма: параллель между музыкой и живописью

17 июня 2015
Xenyx

Импрессионизм – в переводе с французского «впечатление» - зародился в 70-е годы 19 века. Родина этого направления – Франция, но зародилось оно в живописи, а в музыку перетекло уже в 90-ые годы, господствуя на всех фронтах вплоть до Первой Мировой Войны. Следует отметить, что музыкальный импрессионизм никак не совпадает по концепции с живописью.

Из истории возникновения

Отцы-основатели импрессионизма – Моне и Ренуар, Писсаро и Сис-Лей – впервые отставили на второй план академичность и блеклость живописи, выйдя на улицы и начав рисовать яркую природу и жизнь вокруг. Для этого направления стала характерна техника мазков краской, которые при близком рассмотрении сливались в громоздкое пятно, зато на небольшом расстоянии играли живостью и яркостью.

Именно французы впервые стали использовать нарратив импрессионизма и в музыке. Самыми яркими представителями стали Равель и Дебюсси. Их великолепные пианинные композиции впервые наполнились звуками окружающего мира – трелью, шумом волн, величием закатов и рассветов. Они гармонично соединились с душевными настроениями и переживаниями человека.

Исключительная особенность импрессионизма в музыке – это подчеркивание настроения, тонкой поэтической пейзажной программности. Импрессионизм – это отношение к жизни, восхищенность ею и полное отсутствие заострения на каких-либо жизненных и социальных проблемах общества.

Импрессионизм – это переменчивость образов и сдержанность эмоций, противопоставленные перенасыщенности музыкальной палитры позднего романтизма, господствующего до появления импрессионизма в музыке.

Сегодня импрессионизм занимает важное место в репертуаре разных симфонических оркестров. Он запечатлелся в традициях всех школ классической музыки – от испанской до русской.