Фламенко: то, что вы не знали об этом танце

30 ноября 2013
Xenyx

При самом слове «фламенко» настроение поднимается и хочется танцевать. Вряд ли какой другой стиль музыки (даже регги, даже фанк) могут так заводить, как фламенко. Этот стиль – смесь испанской, арабской, цыганской и еврейской музыки, сплав, который мог возникнуть только под солнцем Андалусии. Не разделить здесь гитару, пение и танец.

В основе фламенко – арабское и цыганское пение, «канте хондо». У этих мелодий небольшой диапазон, но богатое интонирование, разнообразные ритмы, много эмоций, пение перемежается с выкриками. Кажется, фламенко – музыка пылающая, праздничная, однако костры в Испании – это не только разгульные ночи, но и инквизиция, а солнце – не только сиеста, но и изнуряющий труд на полях. Поэтому есть здесь место и протесту, и недовольству, и бунту, и весь этот драматизм пылает ярко и звенит громко.

Традиционные музыкальные инструменты фламенко – гитара и кастаньеты, плюс эмоциональный вокал. Обычная форма фламенко – музыкальный диалог между двумя певцами или певцом и гитаристом. Много места отводится импровизации.

Стиль фламенко стал известен ещё в конце XVIIIвека, однако он существовал и раньше, просто оставался исключительно деревенской «фишкой», во многом - цыганской. «Золотой век» фламенко настал позже: СильвериоФранконетти, знаменитый «кантаор» (певец), поднял этот стиль на уровень искусства. К сожалению, тогдашнее музыкальное оборудование ещё не позволяло сохранить его записи для человечества.

Дальнейшая история фламенко столь же драматична, как и его содержание. В XXвеке фламенко стало считаться «низким вкусом», музыкой чисто развлекательной и низкопробной, тексты стали пошлыми, а музыкальные ходы заезжены. Однако параллельно с этим появилась и operaflamenca, синтетический театральный жанр, где на сцене сочетались музыка, танцы и действие, а впоследствии появился и балет. Возродить фламенко помогли композитор Мануэль де Фалья и поэт Федерико Гарсиа Лорка, создавшие гранадский конкурс-фестиваль. Позже подобные фестивали стали проводиться и в других городах Испании, а сейчас фламенко знают, слушают и играют во многих странах.

Инструменты, нужные для фламенко, несложно приобрести в любом музыкальном магазине, да и чтобы петь, необязательно знать испанский – глобализация сказывается. Главное – чувствовать в себе этот безудержный дух, с босыми ногами, волосами по ветру и безумной гитарой.