Мозг и воздействие джаза
При импровизации у джазменов в головном мозге центры, ответственные за самоцензуру, отключены, нервные импульсы тормозятся, а все то, что позволяет самовыражаться, открыто. Чтобы прояснить сам механизм импровизации в джазе ученые провели исследование методом функционального магниторезонансного изображения (фМРИ). У музыкантов в этот момент состояние близко к трансу. В момент импровизации музыканты обычно закрывают глаза и у каждого свой характерный стиль игры.
Доказано, что душа настраивается по-особенному и музыкант создает то, что никогда не слышал сам и никогда ничего подобного не исполнял. С момент сочинения музыки, причем сочинения спонтанного, активность головного мозга мало кто изучал. Чтобы понять то, что происходит в мозгу при таком сочинительстве, ученые пригласили шесть джазовых пианистов, и поместили их для игры в аппарат фМРИ. Сканер мозга мог высветить возбужденные при игре области. Начался эксперимент с того, что музыканты играли гамму, одинаковую для всех, причем одинаковыми были и промежутки времени, и порядок.
Каждый музыкант выполнял четыре упражнения. Начинал с простого и заканчивал сложной импровизацией. В наушники у них был встроен метроном. После анализа записей ученые обнаружили, что один из участков мозга во время импровизации замедлял свою активность. И именно этот участок отвечал за самоцензуру человека в обычной жизни. Зона же, отвечающая за самовыражение, напротив, была активирована сильнее.
Именно поэтому джаз очень индивидуалистичен, поскольку импровизация, то есть собственная музыка, определяет собственный стиль музыканта. И такая активность головного мозга присуща артистам, и даже обычным людям, которые импровизируют на ходу. Сейчас ученые пытаются выяснить, свойственна ли такая активность мозга художникам и поэтам.